Иркутская городская общественная организация “Клуб молодых ученых “Альянс” на прошлой неделе провела очередную онлайн встречу девятого сезона проекта “Прогулки по старому Иркутску”. Встречу посвятили району ИВАТУ и называли “Светлые и тёмные стороны городка ИВАТУ”. Лекцию вёл преподаватель гуманитарных дисциплин, учитель русского языка и литературы или, как он сам просил себя называть, местный житель Антон Деревянко. Вместе с ним и автором проекта Алексеем Петровым мы совершили эту онлайн прогулку.
Как признался сам Антон, он живёт на остановке “Городок ИВАТУ” уже 20 лет и поэтому был свидетелем огромного количества событий. “Городок ИВАТУ” – это остановка, раньше она называлась “Типография”, но инициативные жители добились переименования. Кроме названия остановки, это еще и территория военного училища.
История иркутского военного училища начиналась в 1872 году, когда по инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири и командующего войсками Восточной Сибири генерала от кавалерии Синельникова учредили Иркутское юнкерское училище. Через два года в сентябре его открыли. Иркутск стал центром военного образования. Сначала учреждение располагалось в районе улицы Пятой Армии. После для него построили новые корпуса уже в районе улицы Советской.
На остановке можно увидеть КПП – первый форпост, граница, через которую на протяжении многих лет входили люди. Сейчас КПП служит местом для буккроссинга – здесь можно оставить книги, вещи, подать какое либо объявление. Пройдя через КПП можно подойти к стенду с информацией об Иркутском высшем авиационно-инженерном училище, в разные годы его называли по-разному, но в народной памяти осталось как ИВАТУ. Также на остановке можно увидеть самолёт МИГ.
Далее идем по аллее генерала Калицова – это один из руководителей училища в 70-е годы. Именно благодаря Салтану Калицову высшая школа авиатехников, как она изначально называлась, открытая в 1931 году стала военным училищем.
Интересно, что адрес: Советская, 176 – это адрес всех домов на территории городка, отличаются они только по корпусам. Это связано с тем, что раньше это было неким секретным пространством и не каждому было дано войти на территорию. На КПП курсанты проверяли пропуска и хотя границы были условными, тем не менее они существовали. Городок ИВАТУ занимает площадь больше 112 гектаров, всего здесь на данный момент находится, по разным подсчетам, от 40 до 80 зданий, которые можно причислить к зданием казарменного типа. В военном училище работала своя типография, более 80 000 военных специалистов было выпущено за годы существования училища с 1931 по 2008. Из стен ИВАТУ вышло 14 Героев Советского Союза и один Герой России. Сейчас в некоторых зданиях бывших казарм живут люди. Казармы разделены на квартиры, они отличаются высокими потолками. Такие дома очень крепкие, так как были построены основательно. В целом, строительство активно велось 20-30 гг ХХ века. Помимо казарм, есть и учебные корпуса.
Среди начальников училища, кроме Салтана Калицова было много военных специалистов, например Иван Щелочилин, потом – Александр Барсуков, он запомнился как один из активистов, который до сих пор участвует в общественных инициативах и радеет за судьбу района.
В последние годы идет много разговоров о том, чтобы открыть здесь кадетский корпус, продолжить традиции кадетского образования в Иркутске, но пока всё встало. Есть только центр “Патриот”, но это не так масштабно. Радует, что постепенно территорию начинают облагораживать, например, здесь недавно появилась “Аллея курсантов”.
Если рассматривать темные моменты этого района, то заброшенные, открытые никем не охраняемые казармы притягивают не только творческих людей, но людей с психическими отклонениями. Несколько лет назад ходил юноша с пневматическим оружием. Никто сильно не пострадал, кроме отца одной девочки, который попытался обезоружить негодяя, но в ответ получил пулю в глаз, очень тяжело лечился, чуть не потерял зрение. На стрелка завели уголовное дело, но реальное заключение он не получил, так как был психически нездоровым.
Вызывает интерес тот факт, что недалеко от бывших казарм находится настоящий военный бункер или по другому бомбоубежище. Оно достаточно длинное, снаружи можно увидеть трубы для вентиляции. Войти в него нельзя – вход завален, хотя он мог быть музеем, рассказывает автор прогулки.
Для самого Антона территория ИВАТУ ассоциируется в первую очередь с ранетками, со вкусом диких яблок, которые во времена его детства были повсюду. Сейчас их нет.
Местные жители любили курсантов, хотя те иногда докучали своими песнями. Но вместе с тем, будущие военные чистили улицы, выполняли роль местной полиции, не пускали ночью машины на территорию. Дисциплина в училище соблюдалась железно, честь офицера много значила за любое нарушение исключали.
Прогуливаясь по Курсантской аллее, Антон рассказал о героях, которые учились в училище. Их было очень много, гораздо больше чем числится в списках. Например, Виктор Петрович Зубов – герой России. За героизм в годы ВОВ его представили к награде, но, к сожалению, 105 боевых вылетов не хватило и звание героя России он получил постфактум, потому что СССР распался. Работал Виктор Петрович в училище в политотделе. Среди выпускников был Киселёв, который обслуживал Покрышкина – одного из лучших пилотов военных в истории мировой авиации. Местные выпускники внесли огромный вклад в историю, потому что, что такое военный пилот без механика? Михаил Петрович Цисельский воевал на летающих лодках в Одессе. В 1941 году отразил танковое наступление под Одессой. Прошёл всю войну, в том числе был и в Прибалтике, и на Украине. Герой, вписавший себя в историю военной авиации. Кузьма Васильевич Новосёлов уничтожил более сотни гитлеровских офицеров в ресторане, сбросив на них бомбу. Были и те, кто связал свою жизнь с Иркутской областью, например Пахотищев Николай Дмитриевич – совершил более двухсот боевых вылетов, он жил в Тайшете, ему посвящена экспозиция в школе, где он учился.
Кроме всего прочего, район гордится собственным стадионом, большим, со снарядами, с полосой препятствия. В прошлом курсанты сдавали на нём различные экзамены и зачеты, необходимо было получить разряд, желательно самый высший или кандидата в мастера, чтобы держать офицерскую планку.
В училище парни получали две специальности, одну гражданскую, другую военную, предполагалось, что если человек не сможет стать авиаконструктором военным, он сможет работать радиотехником или будет работать в гражданской авиации.
Вот мы на плацу. Сейчас это место полуразрушено. Удивительно, что училище справилось с тревожными 80-ми, в 90 здесь были проблемы, но лишь потом все пошло на спад.
Многих интересует, как получилось, что закрытая военная территория ИВАТУ, где должны были селиться военные, стала гражданской, и еще и почти центром города. Здесь сыграла свою роль улица Советская – бывшая Иерусалимская, которая продолжалась, шла всё дальше и дальше к аэропорту. Иркутский аэропорт был основан еще в 20-е годы, к нему притянулась улица и началась урбанизация включения территории в жизнь большого города. Ипподром тоже притягивал городскую культуру к себе. В дальнейшем здесь стали всё больше и больше селиться гражданские. Военных и родственников военных достаточно мало. Сейчас активно идёт строительство, появляются новые дома, появляются новые типы архитектуры. С одной стороны территория теряет свою индивидуальность, закрытость, но с другой стороны по прежнему можно считать это место уникальным.
Татьяна Филиппова
Сообщение Город в городе. Прогулка по ИВАТУ появились сначала на Иркутск Сегодня.