Голосование по поправкам в Конституцию, которое шло с 25 июня завершилось 1 июля, можно считать беспрецедентным сразу по нескольким причинам. Эксперты отмечают, главный экзамен региональная власть прошла успешно. Приангарье хоть и показало не самую высокую явку в сложных условиях, но обеспечило безукоризненную легитимность самой процедуры.
К обеду 2 июля обработано более 99% бюллетеней. Уже понятно, что явка по стране достигла 65%, основной закон государства одобрили 77,78% избирателей, против высказались 21,2%. Явка по Иркутской области составила 44,19%. «За» поправки проголосовало 64,28% избирателей, «против» – 34,84%.
Несмотря на то, что явка по области ниже среднероссийской, эксперты утверждают: это хороший результат. Особенно, если учесть «особые» условия, в которых оказалось Приангарье.
Во-первых, нужно учитывать – голосование проходило в условиях распространения коронавируса. Ежедневный прирост заражённых в регионе всю последнюю неделю не опускался ниже 200 человек в сутки. Это обстоятельство осложнило ситуацию и заставило правительство принимать дополнительные меры безопасности для населения.
Во-вторых, голосование шло целую неделю. Это непривычный и не совсем понятный для людей формат. Механизмы пришлось отрабатывать прямо на ходу.
«Я считаю серьёзным успехом администрации Игоря Кобзева, что в этих тяжёлых условиях они смогли организовать прозрачный плебисцит и при этом соблюсти все меры безопасности, – говорит доктор юридических наук, профессор Сергей Шишкин. – Те цифры, которые показала Иркутская область, были бы выше в более благоприятных условиях. Сейчас мы получили тот максимум, на который можно было рассчитывать. На мой взгляд, в нормальной обстановке явка была бы значительно выше. Образно говоря, как раз на тот индекс 19, который присутствует в названии СОVID-19, если перевести его в процент».
Очень важно, что ни Общественная палата области, ни наблюдатели, ни областная Избирательная комиссия, не зарегистрировали нарушений во время голосования. На фоне не самой высокой явки, это обстоятельство говорит об одном – в регионе была сделана ставка на честность и прозрачность процедуры голосования. Региональная власть не стала задействовать административные рычаги, чтобы нагнать явку и отчитаться перед федеральным центром. Эксперты отмечают, что на фоне разворачивающейся избирательной кампании, это грамотное решение лично врио губернатора Кобзева.
«Итоги голосования по поправкам в Конституцию в Иркутской области имеют важнейшее значение, прежде всего для региональных властей, а не для Москвы, – отмечает политолог Илья Щеголихин. – Явка показывает, что не было массового административного нагона людей, пришли те, кто хотел. Но важно и понять, кто не пришел и по каким причинам. И каким образом будут действовать эти люди в сентябре, когда области предстоит выбирать губернатора, мэров муниципалитетов, местных депутатов».
Из неприятных эксцессов можно отметить фейки, которые распространяли в последний день голосования псевдоаналитические телеграм-каналы. В сообщениях говорилось, что жители голосуют против поправок, а итоги голосования уже фальсифицируют. При этом никаких ссылок на источники не приводилось. Впрочем, сами каналы также являются анонимными. Точно такая же информация в течение всего дня вбрасывалась в группы в соцсетях. Все они администрируются представителями системной и несистемной оппозиции.
«Фейки распространяют заинтересованные люди, имеющие собственные цели, – комментирует это обстоятельство Сергей Шишкин. – Нормальные люди этим не занимаются, это явный политический ангажемент. Это люди, которые не хотят, чтобы Иркутская область была в общем строю со всей страной в части поддержки курса президента. С моей точки зрения, это грязные и недостойные методы, но дискредитировать голосование они не могут. Голосование легитимно. Соблюдена полная прозрачность».
Активизация оппозиционных сил, которые традиционно критикуют действующую власть, может быть связана с предвыборной кампанией, которая уже стартовала в Приангарье. При этом, Иркутская область – традиционно протестный регион, который относится к так называемому «красному поясу». Все последние годы явка на любые федеральные выборы здесь ниже, чем в среднем по стране.
«Приангарье – регион с наведенным протестом, – добавляет Илья Щеголихин. – В 2015 году на волне протеста в губернаторское кресло пришел Левченко. За этим последовало разочарование людей, и уровень протеста снова вырос. Ведь голосовали за Левченко как за личность, а провожали – как губернатора».
Вхождение в должность назначенного федеральным центром Игоря Кобзева, не было и не могло быть простым. Он много внимания уделял пострадавшим от паводка территориям – Тулуну и Нижнеудинску.
«Там итоги голосования по поправкам хорошие, больше 72% «за» поправки, – отмечает Щеголихин. – Это значит, люди положительно оценивают действия Кобзева».
«Я думаю, что тему явки надо будет разбирать специально, с динамикой за всю неделю голосования, – отметил Сергей Шишкин. – Во-первых, оно проводится не в один день. Это не референдум и не выборы, и к этой форме население не адаптировано. Организация этой формы проведения голосования усложнена. Одно дело – привычные выборы, там все понятно. Здесь все по-другому».
Эксперты отмечают, фактически 1 июля был проведён плебисцит доверия людей к власти в целом. И этот экзамен власть прошла. Иркутская область в сложных условиях показала достойный результат. Но все выводы должны быть сделаны, с учётом предстоящих в сентябре выборов.
Сообщение Игорь Кобзев прошёл испытание «поправками» появились сначала на Иркутск Сегодня.