Поделиться "Рецензия на мультфильм “Душа” от Pixar – все мрачное становится ярким"
Как-то одна рыба подплывает к другой, старой, и спрашивает:
– Как мне найти океан?
– Океан? Ты уже в нём.
– Что? Это просто вода. А мне нужен океан.
(Цитата из мультипликационного фильма «Душа» (6+))
Главную анимационную премьеру 2021 года – «Душа», снятую студией Pixar, мир увидел в конце 2020 года, в Россию она добралась уже в статусе первоклассного мультфильма с высокими оценками кинокритиков. Режиссёр анимации Пит Доктер снял действительно стоящие картины, такие как «Головоломка», «Вверх» и «Корпорация монстров».
На этот раз именитый творец решил явить на свет претензионный сюжет, в котором поднимаются вечные темы о предназначении жизни и роли в ней каждого. Интересно, что анимация некоторым образом перекликается с «Рождественской историей», снятой по книге Чарльза Диккенса, но имеет более масштабные аллегории мира «До» и «После». Картина также напоминает «Интерстеллар» Кристофера Нолана идейной направленностью и местами излишней умудренностью. «Душа» совместила в себе современные проблемы молодежи с метанием и поиском себя, философией и динамичной мультипликационной оберткой, преподнося сложную тему жизни и мрачную тему смерти ярко и весело.
Сюжет
В кишащем суетливом Нью-Йорке главный герой Джо Гарден маленький человек с нереализованным амбициями работает школьным учителем музыки. Масштаб личности главного действующего лица сразу ясен зрителю – мечта несостоявшейся звёзды джаза всего-навсего выступать в квартете рядом с известным музыкантом. Мечта мечтой, а медстраховку и пенсионный стаж обещают в штате школьных педагогов. От мысли, что придётся прозябать в статусе учителя на героя находит апатия, но счастливый случай представляет ему возможность попробовать свои силы на джазовой сцене подле легендарной Доротеи Вильямс. От восторга и предвкушения этого главный герой парит по улицам мегаполиса и нечаянно умирает, попадая в канализационный люк.
Так начинается история Души…
Душа Джо разделяется с телом и попадает в водоворот метаморфоз жизни после смерти, пытаясь обмануть закономерное явление и вернуться на землю дабы достичь своей Ultima Thule. Чтобы план увенчался успехом, перед героем встаёт задача воспитать незадачливую душу номер 22. Вместе с ней Джо возвращается на землю, дабы помочь разобраться в сущности бытия и смыслах существования. И пока герои ищут ту самую «Искру», позволяющую людям загораться (гореть энергией жизни), зритель наблюдает за блуждающими и периодически наслаждается хорошей игрой на музыкальных инструментах.
Смысл
Смысловая нагрузка «Души» кажется спорной. С одной стороны, тут продвигается идея обретения ценности жизни. С другой – неопределенность смысла земного существования, как норма для тех, кто может быть никогда не найдёт цели в жизни.
На первый взгляд может показаться, что Pixar обесценивает то, что человек обычно считает делом своей жизни, часто принимая это за смысл и цель – Джо исполнил свою мечту, но был разочарован. Хочется верить, что режиссер в очередной раз всего лишь обращает внимание на непреходящие, вечные ценности, такие как мгновения счастья и значимость (самых обыкновенных) мимолетных радостей.
Меньше думай о цели, больше занимайся тем, что приносит тебе удовольствие (смотри на природу и ешь пиццу, например). Не стоит и грустить, ибо завтра в погоне за мечтой на тебя может упасть кирпич и ты пожалеешь, что недооценивал красоту обыденности. Если посыл таков – то однозначно с ним согласиться нельзя. После своего триумфа и разочарования в нем, Джо разложил перед собой предметы из мусорки, разглядывая в них истинную ценность бытия. Душа 22 материализовалась на земле, отыскав свою искру в том же мусоре. Но таков ли рецепт счастья любой жизни и применимы ли открытия героев ко всем?
Плюсы и минусы
Технологическую простоту сюжета можно отнести и к плюсам и минусам. Штампы вечны как душа и по рабочей схеме вызывают скупые слезы смотрящих. Однако градус драматизма в сюжете не особенно высок и скорее всего ваши глаза останутся сухими. Нельзя не отметить превосходную рисовку в лучших традициях Pixar, приятный и ненавязчивый саундтрек Трента Резнора и Аттикуса Росса.
Довольно размыто в картине дано понятию «искра», к которому внимание зрителя обращается часто. Словом оно является одним из ключевых направленностей в мире жизни душ до момента их материализации. Но не вдаваясь в то, что же значит данное слово в контексте кино зрителю дают возможность обратиться внутрь себя и поискать там значение данного слова, но с оговоркой.. «искра» — это не талант, не призвание, не цель жизни . Из разряда «пойми так не знаю как..». На деле Искра это некий нагрудный значок-пропуск, позволяющий душе найти мотивацию родиться на земле.
Кому смотреть
Вероятно в век пассивной и аморфной молодежи вопрос цели жизни или хотя бы поисков будущей профессии становится невероятно сложен. Тенденция, в которой молодые люди не могут понять «кем я хочу стать, когда вырасту» усиливается с развитием гаджетов, популяризацией блогерства и все большим отдалением от мира офлайн. И именно такой аудитории подобный мультфильм «зайдет», убеждающий зрителя в том, что никакой цели в жизни у тебя может и не быть, ведь главное в существовании это созерцание, наслаждение и легкость бытия.
Однако, если вы личность, сформированная (определились с ролью в жизни), но загнанная навязанными целями материализма – вам такая картина пойдет только на пользу. Она способна обратить ваше внимание на важные но порой малозаметные моменты бытия.
Мультфильм подходит для детей, ведь посыл сценаристов не станет для них очевиден или даже понятен. Поэтому красивая картинка и музыка понравится юной аудитории.
В целом, анимация рассчитана на максимально широкую аудиторию, не понравится может тем, кто рассмотрит в ней пропаганду философии тунеядства созерцания.
Примечание
Смотреть рекомендуется в высочайшем качестве, дабы не украсть у своего впечатления жирные куски положительных эмоций.
Екатерина Калмыкова. “Иркутск Сегодня”
Сообщение Рецензия на мультфильм “Душа” от Pixar – все мрачное становится ярким появились сначала на Иркутск Сегодня.