22.11.2024

Частичная мобилизация – 2022: краткие ответы на важные вопросы

Наталья Ключевская

© e_mike / Фотобанк Фотодженика В этом материале: Общие вопросы Об обязанностях граждан в период мобилизации, основаниях для призыва и отсрочки Об обязанностях организаций в период мобилизации О других обязанностях в период мобилизации Обеспечение обороны и безопасности России является одной из ключевых задач военной политики страны. И в условиях осложнения геополитической обстановки в связи с проведением спецоперации на Донбассе государство вынуждено прибегать к адекватным мерам реагирования на внешние угрозы. Так, вчера (21 сентября) Президент РФ Владимир Путин объявил о частичной мобилизации в стране. Напомним, под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу экономики России, ее регионов и муниципалитетов, переводу органов власти всех уровней и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. ВАЖНО Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации). Подписанным главой государства Указом от 21 сентября 2022 года № 647 (далее – Указ № 647) предписано осуществить призыв граждан РФ на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ. Но, по словам Президента РФ, пока речь идет только о частичной мобилизации – призыве тех граждан, которые ранее проходили службу в рядах Вооруженных Сил РФ, имеют определенные военно-учетные специальности и соответствующий опыт. Как отметил Министр обороны РФ Сергей Шойгу, призвать планируется порядка 300 тыс. граждан, что составляет чуть более 1% от общего количества резервистов. Хотя и их перед отправкой в части в обязательном порядке будут направлять на дополнительную военную подготовку. Пока законодательных норм, конкретизирующих порядок проведения именно частичной мобилизации нет, но базовые основы регулирования в области мобилизации содержатся в отдельном Федеральном законе от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Закон № 31-ФЗ). Не лишним будет вспомнить, какие обязанности возникают у граждан и организаций в связи с объявлением мобилизации, кого она касается, кто имеет право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и т. д. Портал ГАРАНТ.РУ систематизировал ответы на важные вопросы по этой теме. Общие вопросы Когда может быть объявлена мобилизация? Мобилизация может быть введена Президентом РФ в случаях агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против нашей страны. Объявляя общую или частичную мобилизацию, глава государства должен незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Госдуме (подп. 6 п. 1 ст. 4 Закона № 31-ФЗ). Как отмечается на официальном сайте нижней палаты парламента, в Госдуму соответствующее уведомление уже поступило. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко тоже в курсе принятого президентом решения.   Когда начнутся мобилизационные мероприятия? В рамках текущей частичной мобилизации мероприятия начались со дня ее объявления – с 21 сентября 2022 года.   Что означает призыв граждан на военную службу по мобилизации? Это означает, что в период мобилизации и в военное время россиян, состоящих в запасе, могут привлечь к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачислить в специальные формирования (п. 2 ст. 10 Закона № 31-ФЗ).   Когда граждан могут призвать по мобилизации? Граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призывают на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований (п. 2 ст. 20 Закона № 31-ФЗ).   Кто подлежит частичной мобилизации? В Указе № 647 не уточняется, какие конкретно категории граждан подлежат частичной мобилизации. Высшим должностным лицам субъектов РФ предписано обеспечить призыв граждан на военную службу по мобилизации в количестве и в сроки, которые определяются Минобороны России для каждого субъекта РФ. Тем не менее, в официальном обращении Президент РФ отметил, что речь идет о призыве на военную службу только граждан, которые в настоящий момент состоят в запасе, и прежде всего тех, кто проходил службу в рядах Вооруженных Сил РФ, имеет определенные военно-учетные специальности и соответствующий опыт. Аналогичная информация размещена и на сайте Госдумы. При этом Указом № 647 предоставлена отсрочка от призыва по частичной мобилизации россиянам, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса – но только на период работы в этих организациях. Порядок отсрочки должно в ближайшее время определить Правительство РФ.   Как граждан будут призывать по мобилизации? Военные комиссариаты будут направлять призывникам мобилизационные предписания, повестки и распоряжения. В Законе № 31-ФЗ не конкретизируется порядок их вручения, но вероятно, что по аналогии с получением повестки в рамках Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) указанные документы призывники должны будут получать лично под расписку. Напомним, повестки могут быть вручены работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина – руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами организаций. Если таким способом вручить повестку не получается, то обязанность по обеспечению прибытия граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании письменного обращения военкомата (п. 3 ст. 26, п. 2 ст. 31 Закона № 53-ФЗ). Как ранее сообщило Минцифры России, повестки не будут рассылать через Единый портал госуслуг, поскольку необходимая законодательная база для этого отсутствует.   Что будет, если не явиться по повестке? Неявка граждан в указанные в повестке военного комиссариата место и срок без уважительных причин грозит привлечением к ответственности – предупреждением или штрафом в размере от 500 руб. до 3 тыс. руб. по ст. 21.5 КоАП (п. 1 ст. 7 Закона № 53-ФЗ). Также в Уголовном кодексе имеются санкции за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее – вплоть до лишения свободы на срок до двух лет (ст. 328 УК РФ). Напомним, при объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (п. 1 ст. 21 Закона № 31-ФЗ).   Какие есть исключения для явки по повестке? Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата являются: заболевание или увечье, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах этих лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом (п. 2 ст. 7 Закона № 53-ФЗ). Но все перечисленные причины неявки будут считаться уважительными только при условии их документального подтверждения.   Каковы основания для увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и граждан, призванных по мобилизации, с военной службы в период частичной мобилизации? В качестве таких оснований предусмотрены: достижение предельного возраста пребывания на военной службе; признание их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут ими замещаться; вступление в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы (п. 5 Указа № 647).   Какие гарантии предусмотрены для граждан, подлежащих частичной мобилизации? Председатель Госдумы Вячеслав Володин сегодня заявил, что законодательные решения о кредитных каникулах и сохранении трудовых гарантий для мобилизованных граждан будут приняты в приоритетном порядке. При этом правовой статус добровольцев и бойцов ЛНР и ДНР будет таким же, как у военнослужащих РФ. Соответствующая информация размещена на официальном сайте Госдумы.   Кто финансирует расходы на мобилизацию? В Указе № 647 прописано, что осуществлением финансирования мероприятий по проведению частичной мобилизации, о которой Президент РФ объявил вчера, займется Правительство РФ. Оно же должно утвердить порядок такого финансирования.   Будут ли призванные по мобилизации граждане получать денежное содержание? Да, уровень их денежного содержания будет соответствовать уровню денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту (п. 3 Указа № 647). Так, в Москве мобилизованным гражданам установлена ежемесячная выплата в размере 50 тыс. руб., а также предусмотрены выплаты в сумме 500 тыс. руб. в случае получения легкого ранения, 1 млн руб. – тяжелого ранения и 3 млн руб. семьям в случае гибели военнослужащего. Обязанности граждан в области мобилизации, порядок их призыва и возможность получения отсрочки Какие обязанности в области мобилизации предусмотрены для граждан? Граждане должны: являться по вызову военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время; выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас; предоставлять в соответствии с законодательством РФ в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства (далее – ТС) и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков (п. 1 ст. 10 Закона № 31-ФЗ). При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (п. 1 ст. 21 Закона № 31-ФЗ).   Какие ограничения действуют для граждан в период мобилизации? Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации запрещено выезжать с места жительства без разрешения военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (п. 2 ст. 21 Закона № 31-ФЗ).   Есть ли ответственность для призывников за уклонение от этих обязанностей? Да, граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с российским законодательством (п. 3 ст. 10 Закона № 31-ФЗ). Специальной ответственности не установлено, но могут быть применены вышеупомянутые нормы КоАП РФ и УК РФ. К слову, на днях Госдума приняла закон о поправках в УК РФ, направленных на усиление ответственности за отдельные преступления против военной службы. В частности, предусмотрены санкции за самовольное оставление части в период мобилизации или военного положения, в военное время или в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий – вплоть до 10 лет лишения свободы. Вчера эти поправки были одобрены и Советом Федерации.   Кто подлежит призыву на военную службу по мобилизации в соответствии с Законами № 31-ФЗ и № 53-ФЗ? Граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от такого призыва. Напомним, запас Вооруженных Сил РФ формируется из числа граждан: уволенных с военной службы с зачислением в запас; выпускников вузов, обучавшихся по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо солдат, матросов запаса; завершивших обучение в военных учебных центрах при федеральных вузах по программам военной подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса, солдат, матросов запаса; не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва или предоставлением отсрочек; не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет; не прошедших военную службу по призыву без имеющихся на то законных оснований в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет; уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах; прошедших альтернативную гражданскую службу; женского пола, имеющих военно-учетную специальность (п. 1 ст. 52 Закона № 53-ФЗ).   Есть ли возрастные ограничения для призыва по мобилизации? Да, эти ограничения аналогичны тем, что установлены для пребывания в запасе. А последние предусматривают деление граждан на 3 разряда в зависимости от звания и предельного возраста (п. 1 ст. 53 Закона № 53-ФЗ): Составы запаса (воинские звания) Возраст граждан, пребывающих в запасе Первый разряд Второй разряд Третий разряд Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы До 35 лет До 45 лет До 50 лет Младшие офицеры До 50 лет До 55 лет До 60 лет Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга До 55 лет До 60 лет До 65 лет Полковники, капитаны 1 ранга До 60 лет До 65 лет   Высшие офицеры До 65 лет До 70 лет   Женщины, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные – до 45 лет (п. 2 ст. 53 Закона № 53-ФЗ). То есть ответ на вопрос, призовут ли конкретного гражданина по мобилизации, зависит не только от того, к какой возрастной категории он принадлежит, но и от того, какое воинское звание ему было присвоено при зачислении в запас. Подробнее о присвоении воинских званий можно прочитать в п. 2-5 ст. 52 Закона № 53-ФЗ.   Кто имеет право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации? Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам: забронированным за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями – кстати, эта категория граждан освобождена и от военных сборов; признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья – на срок до полугода; занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетних родного брата или сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать их; имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет; женщинам, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности сроком не менее 22 недель; имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет; матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывают их без мужа; членам Совета Федерации и депутатам Госдумы (п. 1 ст. 18 Закона № 31-ФЗ).   Подлежат ли призыву по мобилизации женщины? Да, но только те, которые имеют военно-учетную специальность и пребывают в запасе. Повторим, отсрочка от призыва по мобилизации предоставляется женщинам, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности сроком не менее 22 недель. Эти же критерии позволяют военнослужащим – женщинам при объявлении мобилизации досрочно уволиться с военной службы (п. 5 ст. 17 Закона № 31-ФЗ, п. 3.2 ст. 51 Закона № 53-ФЗ).   Кому еще предоставляется отсрочка от призыва по мобилизации? Кроме вышеперечисленных категорий граждан отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации может быть предоставлена и другим гражданам или отдельным категориям по решению Президента РФ, оформленному соответствующим указом (п. 2 ст. 18 Закона № 31-ФЗ). Напомним, Указом № 647 отсрочка дополнительно предоставлена россиянам, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса – но только на период работы в этих организациях.   Каковы последствия возникновения основания для отсрочки от призыва по мобилизации? Возникновение основания для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации является основанием для исключения гражданина из мобилизационного людского резерва (подп. «ж» п. 1 ст. 57.8 Закона № 53-ФЗ).   Кто не подлежит призыву на военную службу по мобилизации? Граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления (п. 4 ст. 17 Закона № 31-ФЗ).   Куда могут направить граждан, пребывающих в запасе и не призванных на военную службу по мобилизации? Они могут направляться для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (п. 3 ст. 17 Закона № 31-ФЗ).   Кто осуществляет призыв граждан на военную службу по мобилизации? Этим занимается призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте РФ или муниципалитете решением высшего должностного лица субъекта РФ по представлению военного комиссара (п. 3 ст. 20 Закона № 31-ФЗ). Обязанности организаций в области мобилизации Какие обязанности в рамках мобилизации есть у организаций? Они обязаны: организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности; создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции таких органов; разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий; проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий в период мобилизации и в военное время; выполнять мобилизационные задания в соответствии с заключенными договорами в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации; при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени; оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации; предоставлять в соответствии с законодательством РФ здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков; создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию (п. 1 ст. 9 Закона № 31-ФЗ).   Могут ли организации отказаться от заключения договоров о выполнении мобилизационных заданий? Нет, Закон № 31-ФЗ содержит прямой запрет на отказ компаний от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исключение – если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности не позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы) (п. 2 ст. 9 Закона № 31-ФЗ).   Возместит ли государство убытки, понесенные организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий? Да, возмещение таких убытков предусмотрено законом, но его порядок пока не конкретизирован в отдельном акте (п. 2 ст. 9 Закона № 31-ФЗ).   Должны ли работодатели оповещать работников о вызове их по повестке? Да, причем за неисполнение этой обязанности предусмотрена ответственность. Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата грозит штрафом в размере 1-3 тыс. руб. Аналогичное наказание установлено за необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке (ст. 21.2 КоАП РФ). Дополнительные обязанности Какие еще обязанности есть у организаций и граждан в период мобилизации? Помимо общих обязанностей, перечисленных в ст. 9 и 10 Закона № 31-ФЗ, на период мобилизации законом предусмотрена военно-транспортная обязанность – она предполагает необходимость предоставления ТС и другого имущества их собственниками в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это необходимо для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения ТС Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время (п. 1 Положения о военно-транспортной обязанности, утв. Указом Президента РФ от 2 октября 1998 г. № 1175, далее – Положение № 1175)   На кого распространяется военно-транспортная обязанность? Она распространяется: на федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления; организации независимо от формы собственности, являющиеся собственниками ТС или владеющие ТС на ином законном основании, а также на организации, обеспечивающие работу ТС, в том числе порты, причалы, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные и иные организации; граждан – владельцев транспортных средств (физлиц эта обязанность касается только в военное время). Военно-транспортная обязанность не распространяется на дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, иностранные и международные организации, иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 3, п. 5, п. 20 Положения № 1175).   Каких транспортных средств касается военно-транспортная обязанность? Она касается железнодорожного, морского, внутреннего водного, воздушного, трубопроводного транспорта, специальных судов, судов рыбопромыслового флота, автомототранспортных средств, тракторов, дорожно-строительных, подъемно-транспортных и других машин и механизмов (абз. 2 п. 1 Положения № 1175). Перечень ТС конкретизирован в Приказе Минобороны России от 14 марта 2014 г. № 151. В частности, речь идет: о колесных ТС, предназначенных для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (включая грузовые автомобили, автобусы, используемые для перевозки пассажиров, ТС повышенной проходимости, прицепы к мототранспортным, пассажирским и грузовым ТС, а также специальные и специализированные ТС); тракторах; дорожно-строительных машинах и механизмах (как на тракторных, так и на самоходных шасси); подъемно-транспортных машинах и механизмах (подъемных кранах, колесных погрузчиках, самоходных конвейерах); других машинах и механизмах (включая гусеничные тягачи, транспортеры, бронеавтомобили, в том числе находящиеся в личном пользовании граждан, вездеходы, снегоходы, квадроциклы, мотовездеходы и т. д.). Отметим, Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, ОМУ штабы ОСК военных округов и военные комиссариаты ведут учет таких ТС на основании информации, предоставляемой подразделениями Госавтоинспекции и органами гостехнадзора, территориальными органами Росстата, ФНС России и другими уполномоченными органами и организациями (п. 5 Порядка учета транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям, Приложение № 2 к Приказу Минобороны России от 14 марта 2014 г. № 151). Что касается морского и внутреннего водного транспорта, специальных судов и судов рыбопромыслового флота, предоставляемых войскам, воинским формированиям и органам, то их перечни утверждены Приказом Минобороны России от 21 января 2014 г. № 15. В их числе, например, пассажирские и грузопассажирские, сухогрузные, буксирные ТС, баржи и транспорт, используемый для рыболовства.   Что грозит за неисполнение военно-транспортной мобилизационной обязанности? Такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 руб. до 500 руб., на должностных лиц – от 500 руб. до 1 тыс. руб., на юрлиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. (ст. 19.25 КоАП РФ). *** Повышение мобилизационной готовности в целях обеспечения обороны и безопасности России является одной из приоритетных задач военной политики страны. Она указана в Военной доктрине Российской Федерации, утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976, наряду с задачами по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, а также совершенствованию военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил РФ, других войск и органов. Но несмотря на то что мобилизация, как полная, так и частичная, имеет одну цель – защита суверенитета, безопасности и территориальной целостности страны, порядок проведения частичной мобилизации может существенно отличаться от полной – причем не только количеством призывников и их категориями, но и исключениями в части некоторых обязанностей. Ясность в этот вопрос должны внести правовые акты, разработкой которых уже активно занимаются Правительство РФ и уполномоченные министерства. Портал ГАРАНТ.РУ будет следить за утверждением новых нормативных правовых актов по рассматриваемой теме и актуализировать материал по мере их появления. Теги: военная служба, государственное управление, мобилизация, национальная безопасность, физлица, Госдума, Минобороны России, Правительство РФ, Президент РФ, Совет Федерации, Владимир Путин, Валентина Матвиенко, Сергей Шойгу Источник: ГАРАНТ.РУ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Comments links could be nofollow free.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.