Разговоры о введении четырехдневной рабочей недели в России начались после того, как Дмитрий Медведев озвучил эту инициативу. Сразу после заявления эксперты принялись спорить о том, возможно ли воплотить в реальность этот смелый проект. Их заинтересовало, готова ли к этому экономика, и что будет с населением страны.
Аргументы за введение четырехдневной рабочей недели
Когда в XIX веке произошла промышленная революция, производительность труда выросла. Позже, уже в XX веке, в СССР началась индустриализация, и это вытолкнуло аграрную страну в лидеры развитого мира.
Даже после революции 1917 г. рабочие трудились много. Привычная нам пятидневная рабочая неделя была введена совсем недавно, это произошло в 1967 году. До этого работали 6 дней.
Время шло, в мире менялись технологии. С внедрением искусственного интеллекта и роботов производительность труда еще более увеличилась, и уже можно говорить о том, что людям в ряде стран не нужно трудиться столько, сколько раньше.
Если говорить о теории, то переход на четырехдневку сулит населению выгоды. Предполагается, что укороченная рабочая неделя разгрузит человека, позволит ему больше отдыхать, общаться с близкими. В перспективе возможно и дальнейшее сокращение рабочих дней, когда искусственный интеллект и роботы возьмут на себя большую часть обязанностей людей.
Но не все так гладко, и теория отличается от практики. Поэтому многие трудящиеся не зря опасаются сокращения рабочих дней.
Аргументы против введения четырехдневной рабочей недели
Хотя многие СМИ пишут о том, что роботы скоро заменят людей, в России рабочему классу роботизация предприятий пока не грозит. Страна не входит даже в десятку государств с высоким уровнем их присутствия. Поэтому говорить о том, что искусственный интеллект скоро вытеснит человека во всех сферах, рано.
Есть и экономические проблемы. Производительность труда остается низкой, хотя люди трудятся много. Зарплаты итак невысокие, поэтому многие считают, что сокращение рабочей недели приведет к тому, что доход еще больше снизится. Сомнительно, что корпорации и предприятия будут платить рабочим за 4 дня столько, сколько за 5.
У многих сокращение рабочего времени вызывает неприятные ассоциации с 90-ми годами, когда производства стояли, а сотрудников вынужденно переводили на 3 или 4 рабочих дня.
Инициатива вызвала и недовольство предпринимателей. Они заявляют, что переходить на четырехдневку рано, ведь производственные циклы в современной России рассчитаны на 5 рабочих дней.
Переход на сокращенную рабочую неделю требует внедрения новых технологий, а на это компаниям требуются деньги. Они должны или вкладывать свои средства, или брать кредиты.
Несмотря на пессимизм, есть компании, которые решили провести эксперимент, посчитать, повысится ли производительность труда, если сократить рабочую неделю. Но пока результатов нет, поэтому говорить о подведении итогов не приходится.
Вызывает обеспокоенность и то, что рядом с Россией находится Китай, где трудятся 7 дней в неделю, и предприятия работают в 3 смены. Чтобы конкурировать с такой экономикой, нужно работать не просто больше, а переходить на новые технологии. Это позволит наладить выпуск уникальной продукции. Но пока о всеобщем внедрении искусственного интеллекта и роботов на предприятиях говорить рано.
А что же чиновники?
Максим Орешкин, министр экономического развития, сказал, что переход на четырехдневку будет возможен только тогда, когда повысится уровень жизни населения, увеличится производительность труда, вырастут доходы.
Министр считает, что правительство должно сосредоточиться на росте зарплат трудящихся, а не на сокращении рабочего дня.