08.09.2024

Цели и задачи Минфина России: что ждет госучреждения уже в 2023 году?

© AndrewLozovyi / Фотобанк Фотодженика

Одна из основных целей – справедливое распределение национального дохода через повышение эффективности управления бюджетными расходами. Достижение этой цели предполагает как повышение стратегической эффективности бюджетных расходов, так и обеспечение их операционной эффективности. Что это означает?

Для повышения стратегической эффективности предполагается дальнейшее усовершенствование нормативно-правовой базы, в частности, установление единой методики оценки эффективности госпрограмм, а также координация федеральных и региональных госпрограмм. При этом у субъектов РФ должно появиться больше самостоятельности в выборе инструментов для достижения поставленных целей.

А вот бюджетным и автономным учреждениям нужно быть готовыми к тому, что пристальное внимание к их финансово-хозяйственной деятельности со стороны органов-учредителей не ослабнет, а только усилится, поскольку одним из инструментов повышения операционной эффективности бюджетных расходов, помимо обзора таких расходов, выбраны централизация полномочий ведения бухучета и формирования отчетности, а также распространение бюджетного мониторинга на участников системы казначейских платежей.

Бюджетный мониторинг направлен на своевременное предупреждение и предотвращение финансовых нарушений участников системы казначейских платежей. Сейчас он проводится Федеральным казначейством исключительно в отношении участников казначейского сопровождения. Возможно, в ближайшее время правила бюджетного мониторинга изменятся, и в «поле зрения» Казначейства России попадут и остальные участники системы казначейских платежей.

А вот что касается централизации бухгалтерского учета, то она внедряется на протяжении последних лет и передача полномочий по ведению учета специально создаваемым ЦБ – не единственное ее проявление. Дело в том, что первостепенное значение в целях повышения эффективности бюджетных расходов имеет функциональная централизация учетных данных. Первый ее этап – это переход на формирование электронных документов в целях ведения бухгалтерского учета. Еще в 2021 году, специалисты Минфина указали на то, что переход на ЭДО осуществляется в рамках реализации ведомственного проекта «Электронный СМАРТ–контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений». Задачами данного проекта в том числе являются:

  • создание к 2027 году единой электронной системы формирования данных (далее – СФАД) учета и отчетности государственных финансов бюджетов бюджетной системы РФ;
  • создание к 2027 году единой электронной СФАД-среды автоматизированного контроллинга, анализа и учета государственных финансов для государственных (муниципальных) органов и организаций бюджетной сферы в целях повышения эффективности и качества управленческих решений.

Соответственно, если сейчас ваше учреждение не в полной мере готово к переходу на формирование электронных документов из-за отсутствия технической возможности, такой переход все равно неизбежен и не стоит его откладывать в «долгий ящик». Оформление первичных учетных документов на бумажном носителе, пусть и по формам, предусмотренным Приказом № 61н, в ближайшее время не избавит вас от претензий. И в первую очередь со стороны органа-учредителя, который при принятии решения о предоставлении подведомственному учреждению субсидий должен будет ориентироваться на данные, аккумулированные в информационных системах (Публичная декларация целей и задач Минфина России на 2023 год, утв. 17 апреля 2023 г.).

Теги: бухучет и отчетность, бюджет, бюджетная сфера, госсектор, информационные технологии, Минфин России, Федеральное казначейство

Источник: Система ГАРАНТ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Comments links could be nofollow free.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.