В последнее время российский региональный самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) был окружен большой неопределенностью. Сложности с послепродажной поддержкой самолета, неясная ситуация с европейскими заказчиками и другие проблемы привели к тому, что российский самолет оказался в центре внимания.
В конце 2018 года выяснилось, что единственный европейский покупатель SSJ100, ирландская региональная авиакомпания CityJet, рассматривает возможность постепенного отказа от самолетов SSJ100. Теперь вторая волна информации возросла: в многочисленных СМИ сообщается, что ирландская авиакомпания решила вернуть 7 самолетов SSJ100 их владельцу.
Взаимная история — полярные заявления
В конце 2018 года Сухой рассказал о возможном возвращении самолета SSJ100 из CityJet в связи с тем, что авиакомпания меняла свою бизнес-модель. Среди причин также появилось хлопотное техническое обслуживание самолета. Поэтому информация не была ни подтверждена, ни опровергнута.
В настоящее время сайт CityJet показывает, что парк самолетов CityJet состоит из самолетов Bombardier CRJ900, Bombardier CRJ700 и Avro RJ85B. Никаких признаков SSJ100. Тем не менее, российский авиастроитель не готов терять клиентов в Европе. В ноябре 2018 года было объявлено, что Сухой заключил предварительное соглашение с другой европейской авиакомпанией, базирующейся в Словении, Adria Airways, о приобретении 15 SSJ100, сообщает ТАСС. Кроме того, авиакомпания и производитель самолетов договорились о создании объекта MRO в Словении.
Где все это началось?
История CityJet и SSJ100 началась с твердого заказа на 15 самолетов с возможностью еще на 16. Первый SSJ100 прибыл в CityJet в 2016 году. Однако со временем были внесены некоторые изменения, и авиакомпания взяла на себя доставку только семи самолетов.
Региональный самолет вместимостью 80-100 мест, казалось, идеально соответствовал потребностям CityJet и вписывался в региональный рынок, предлагая услуги аренды и действуя от имени других европейских авиакомпаний.
Таким образом, помимо использования самолетов SSJ100 для собственных рейсов, CityJet договорился с Brussels Airlines о передаче в аренду своих четырех SSJ100 бельгийской авиакомпании. Согласно подписанному соглашению, CityJet должен был летать на SSJ100 от имени Brussels Airlines в течение двух лет, однако, сотрудничество закончилось немного раньше. Бельгийская авиакомпания приняла решение отказаться от дальнейшего лизинга и расторгла соглашение еще до истечения срока годности.
Проблемы, связанные с техническим обслуживанием, часто делали SSJ100 недоступным в течение нескольких дней. Отсутствие запасных частей, проблемы с обслуживанием двигателей самолета SAM146 сказались не только на рейсах CityJet, но и на бесперебойной работе сервисов от имени авиакомпании Brussels Airlines. Какой смысл держать самолет в нерабочем состоянии? Российский авиастроитель попытался решить проблему.
Из-за боязни потерять иностранных клиентов в октябре 2018 года Сухой объявил о сокращении поставок и сосредоточении внимания на поддержке клиентов, чтобы их самолеты успешно летали. План был хорош, но не сработал с Брюссельскими авиалиниями. Последний рейс SSJ100 для авиакомпании был выполнен в январе 2019 года. Сможет ли SSJ100 обеспечить свое европейское будущее? Время покажет.